СФСР
Вокруг базара. Кто на новенького?

ИССЛЕДОВАНИЯ
Введение
Вокруг базара
Кто на новенького?
Будущее где-то там.
Хакеры, какие они.
Альтруизм - это эгоизм высшей степени.
Ссылки, цитаты.
Тезаурус


Rambler's Top100



Апорт Top 1000
Алексей Нечаев, Виктор Петухов.
Январь 2001г.
Будущее где-то там.

Да здравствуют программы с открытыми исходными текстами и "базар"! Дышите свободой! Все надежно, функционально, производительно, причем совершенно доступно и бесплатно!

Примерно так можно охарактеризовать настроения в индустрии программного обеспечения последних нескольких лет. Профессиональные программисты, знающие, что халявы просто не бывает, оказались под дождем халявных, совершенно свободных, доступных бесплатно, но крайне ценных для использования в бизнес-процессах продуктов. В индустрии программного обеспечения появились новые игроки.

Некоторые разъяснения для непосвященных. Традиционно на рынке программного обеспечения товаром является программа, т.е. записанный на каком-нибудь материальном носителе исполняемый код, который заставляет процессор компьютера выполнять нужные функции. Исходные тексты программ, записанные, как правило, на языке высокого уровня, удобном для записи логики работы программ человеком, по обыкновению являются секретом фирмы. Такое программное обеспечение называют программным обеспечением с закрытыми кодами или просто "закрытым".

С момента появления программирования отдельные программисты, впоследствии названные хакерами, писали некоторые программы для себя и обменивались ими со своими коллегами. Постепенно возникали библиотеки бесплатных программ. Так появилось свободно распространяемое программное обеспечение (free software). Некоторые хакеры вместе к своим свободно распространяемым программам прилагали их исходные тексты. Это как раз и были программы с открытыми исходными текстами (open source software), еще говорят "программы с открытыми исходниками". В начале девяностых годов 20 века стала распространяться практика создания программ с открытыми исходниками сообществами программистов.

Экономическое действие феномена открытых исходных текстов оказалось потрясающим. На рубеже тысячелетий тысячи высококвалифицированных программистов начинают совершенно бескорыстно обесценивать труд свой и своих коллег, дестабилизировать рынок программного обеспечения, создавая программное обеспечение с открытыми исходниками. Доселе дремавшие свободные ресурсы разработчиков, бета-тестеров, отладчиков, сочувствующих пользователей почему-то начали бурную совместную деятельность, дающую качественные бесплатные программные продукты обычным пользователям, головную боль менеджерам софтверных компаний, совершенно неясные перспективы развития софтверного рынка в целом.

Это интереснейшее явление в современной экономической жизни, когда огромное количество специалистов в свое свободное время объединяются для создания сложнейших программ, тратят годы на их разработку, отладку, поиск и исправление ошибок, расширение функциональных возможностей, стало предметом исследования Эрика С. Рэймонда, являющегося идеологом движения за открытые исходники. Стиль разработки программного обеспечения с открытыми исходниками некоторыми сообществами хакеров с неопределенными заранее численностью и структурой он назвал "базаром". "... сообщество Linux [сообщество разработчиков операционной системы Linux - ВП], казалось, походило на большой бормочущий базар различных направлений и подходов..., из которого согласованная и устойчивая система могла, по-видимому, появиться только последовательностью чудес" - писал Эрик Рэймонд в статье "Собор и базар". При этом:

  • за свою работу хакеры не получают денег;
  • созданные продукты распространяются бесплатно;
  • пользователи могут изменять продукты по своему усмотрению и распространять их далее в измененном виде без оплаты лицензий;
  • в случае проблем с эксплуатацией продуктов пользователям оказывается бесплатная поддержка разработчиков или других квалифицированных пользователей.

Кстати, о хакерах. Средства массовой информации создали в обществе представление о хакерах исключительно как о разрушителях компьютерных систем, взломщиках программ и т.п. В этой статье под хакером мы, как это и принято в среде программистов, понимаем программиста, занимающегося написанием, модификацией или отладкой программ в свое свободное время. Безотносительно к тому, для чего затем используются эти программы. Эрик Рэймонд предъявляет еще более жесткие требования к кандидату на звание "Хакер": "...Вы станете хакером, когда другие хакеры назовут Вас хакером. "Хакером", рассматриваемым в этом свете, является кто-то, кто показал (жертвуя подарки), что он или она имеет техническую компетентность и понимает, как работает игра репутаций" [ОН].

Упомянутые выше статьи Эрика Рэймонда "Собор и базар" (далее СиБ) и "Обживание ноосферы" (далее ОН) много и бурно обсуждаются в сети и прессе. Как правило, встречается поддержка или жесткая критика взглядов Эрика Рэймонда на хакерские сообщества и "базарный" стиль разработки программного обеспечения этими сообществами. Нам показалось интересным то, что его работы являются первой попыткой участника и организатора сообществ не просто описать, но проанализировать закономерности рождения, функционирования сообществ, их традиции (кто знает подобные исторические прецеденты, просим сообщить) и подойти к написанию кодекса сообщества хакеров. В [ОН] читаем: "Я наблюдал эти традиции в действии в течение двадцати лет... Они имеют несколько очень интересных особенностей. Одина из наиболее интересных - то, что большинство хакеров следовало им, не зная до конца, как это делать. Действительно, вышесказанное, может быть, первое сознательно и разумно завершенное резюме из когда-либо написанного.".

Поэтому мы решили начать свои рассуждения о свободных ресурсах их роли в современном обществе, опираясь на бесценные свидетельства очевидца и первоописателя движения сообществ хакеров. Вы спросите, а где же здесь свободные ресурсы? Свободными ресурсами для всех пользователей, включая разного рода организации, являются создаваемые и свободно распространяемые программы. Свободными ресурсами для всех программистов являются исходные тексты свободно распространяемых программ и документация к ним. Свободными ресурсами для сообществ хакеров и коммерческих компаний являются хакеры, создающие программы с открытыми исходниками. Наконец, сообщества хакеров сами являются свободными общественными ресурсами, как социальные системы, опять же создающие свободные общественные блага, т.е. свободные ресурсы общества.

Было бы очень интересно на примере хакеров и их сообществ подойти к определению возможных механизмов возникновения и функционирования сообществ свободных трудовых ресурсов общества, т.е. людей создающих блага в свое свободное время, рассмотреть возможность целенаправленного создания и использования сообществ свободных трудовых ресурсов.

Это мы и попытаемся сделать. Попутешествуем вокруг базара, описанного Эриком С. Рэймондом.

Наверх 
Хакеры, какие они.

Для начала попробуем по статьям Эрика Рэймонда составить собирательный образ члена сообщества хакеров, создающего программное обеспечение с открытыми исходниками и работающего в стиле базара.

После чтения [СиБ] получается нечто следующее. Член сообщества открытых исходников имеет хорошую техническую подготовку, настроен на сотрудничество, имеют хорошие человеческие качества и навыки общения, готов воспринимать хорошие идеи других, эгоистичен, хотя и альтруист. При этом он является одновременно и разработчиком, и пользователем создаваемых программ, которые он делает для решения своих каждодневных проблем, поэтому он работает на результат - хорошо работающую программу. Любители подробностей могут прочитать некоторые цитаты из [СиБ] и [ОН] в цитатнике. Все упомянутые качества в особенности необходимы руководителям или координаторам проекта в стиле базара.

Получается если не образ ангела во плоти, то, по крайней мере, образ идеального работника, больше всех заинтересованного в результатах своего труда. Думается, любой менеджер дорого заплатил бы, чтобы получить в свою команду такого работника. Но не будем отвлекаться.

Представим себе среду обитания хакера, которая подразумевается Эриком Рэймондом (опять же по материалам [СиБ] и [ОН]), до его вхождения в существующее сообщество или образования сообщества вокруг своего продукта. Хакеров, озабоченных схожими проблемами, много, так что решаемая программой хакера "проблема оказывается типичной для большого класса пользователей" [СиБ]. Другая особенность среды является следствием традиций Unix. Она состоит в том, что "огромное количество пользователей являются к тому же и хакерами." [СиБ].

Еще одной особенностью хакеров и их среды обитания , если верить Эрику Рэймонду, является их эгоистичность и альтруизм одновременно. Попробуем с этим разобраться.

Наверх 
Альтруизм - это эгоизм высшей степени.

Обычно эгоизм трактуется как себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих. Альтруизм, напротив, подразумевает готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.

Можно ли говорить, что хакеры - эгоисты? Думается, да. Основой этого утверждения может служить то, что причиной начала деятельности по созданию программы является личная потребность хакера в программе. По мнению Эрика Рэймонда: "Мы можем рассматривать метод Линуса как способ создания эффективного рынка на основе "неудовлетворенного эго", чтобы жестко связать эгоизм отдельных хакеров с труднодостижимыми целями, которых можно добиться только в результате длительного сотрудничества." [СиБ]

Кроме того, о проявлении эгоизма свидетельствует практика выхода хакера из сообщества после получения необходимого результата - программы, качество которой удовлетворяет потребностям хакера. Вот как об этом пишет Эрик Рэймонд в [СиБ]: "Один интересный показатель успеха fetchmail - размер списка бета-тестеров и друзей проекта. Во время написания fetchmail список имеет 249 членов и добавляется двумя или тремя в неделю. Позднее мая 1997 список начинает терять членов от его максимального числа, близкого к 300, по интересной причине. Несколько человек попросили, чтобы я убрал их из списка, потому что fetchmail работает для них так хорошо, что их больше не интересовали изменения, рассылаемые по списку бета-тестеров! Возможно это нормальная часть жизненного цикла зрелого проекта в стиле базара."

Теперь посмотрим на проявление противоположного качества хакеров - альтруизма. В [СиБ] Эрик Рэймонд приводит размышления Джеральда Вайнберга из книги "Психология компьютерного программирования", касающиеся "неэгоистичного программирования" (egoless programming). Вайнберг считает, что компании, в которых разработчики не держатся мертвой хваткой за свои тексты и привлекают других людей к поиску ошибок и возможных усовершенствований, развитие программы происходит намного быстрее, чем где бы то ни было. Далее Эрик Рэймонд пишет: "Возможно, что из-за выбранной Вайнбергом терминологии его рассуждения не получили столь серьезного внимания, какого заслуживали - описание Internet-хакеров как людей неэгоистичных, может вызвать только улыбку. Но я думаю, что сегодня его аргументы звучат как никогда убедительно." [СиБ]. Эрик Рэймонд считает, что благодаря в том числе и "неэгоистичному программированию", лаборатории Bell Labs, искусственного интеллекта Массачусетского технологического института, центра университета Беркли известны своими легендарными и до сих пор действенными передовыми технологиями и решениями.

В [ОН] Эрик Рэймонд пишет, что поведение хакеров, создающих программное обеспечение с открытыми исходниками, хорошо укладывается в рамки культуры дарения. По мнению Эрика Рэймонда, культура дарения - это адаптация людей к изобилию. На уровне обыденного сознания дарение ассоциируется с альтруизмом. В качестве примера проявления культуры дарения он называет шоу бизнес, филантропию мультимиллионеров и обычай племени квакиютли, проживающего в Британской Колумбии, экозоне с умеренным климатом и избыточным продовольствием. Этот обычай заключается в приглашении со стороны вождя или главы клана всех, кто может и хочет прийти на праздник. Как правило, праздники устраиваются зимой. Они повторяющиеся затяжные и предусматривают визиты целых племен, кланов и семей друг к другу по случаю бракосочетания, различных ритуалов, повышения статуса. На праздниках расходуют, не считая, все, что было в течение лета и осени накоплено промыслом на одном из самых богатых побережий мира. Называется такой обычай потлач.

Мы согласны с Эриком Рэймондом, что сообщество хакеров, создающих программное обеспечение с открытыми исходниками, опирается на культуру дарения. Более того, мы восхищены интуицией автора, связавшего механизм появления сообщества хакеров с культурой дарения при таких исходных посылках! Судите сами. Ни один из приведенных примеров из отрасли программирования не может быть отнесен к культуре дарения по критерию изобилия. Изобилие у хакеров Эрик Рэймонд обосновывает тем, у них "нет никакой серьезной нехватки "необходимого для выживания" - дискового пространства, полосы пропускания сети, вычислительной мощности" [ОН], но не они, а программы являются объектами дарения. Программы - это как раз то, чего не хватает и в компаниях (являющихся, кстати, элементами обменной экономики), которые рассматривал Вайнберг в связи с "неэгоистичным программированием", и в среде хакеров. В противном случае отпал бы смысл деятельности по их созданию. Но программы создаются, и их дарят! На наш взгляд, чтобы понять ситуацию, надо уточнить суть дарения.

Уже во времена Платона и Аристотеля ученые говорили не просто о дарении, а о различных видах дарственного обмена, когда дар предполагает встречное дарение или отдар. Сейчас многие ученые считают, что дарение - это отношение возмездное и на определенном этапе порождающее мену. Рассмотрим упомянутый Эриком Рэймондом обычай племени квакиютли. Описание потлача в группе племен и народов, обитающих на побережье северо-запада Америки, Аляски и Британской Колумбии, в том числе и квакиютли, мы нашли в работе Марселя Мосса "Очерк о даре" (далее [ОД]). Некоторые выдержки из этой работы приведены в цитатнике. Из "Очерка о даре" мы сделали следующие выводы:

И несколько слов из заключения автора [ОД]: "Итак, среди четырех значительных групп народов мы вначале обнаружили в двух или трех группах потлач, затем выявили главную причину и стандартную форму самого потлача и, наконец, обнаружили за ним и во всех этих группах архаическую форму обмена, форму подносимых и получаемых в ответ даров. Более того, мы идентифицировали циркуляцию вещей в этих обществах с циркуляцией прав личностей. Масштаб, распространенность, важность этих явлений позволяют нам полностью представить себе порядок, который типичен, вероятно, для очень значительной части человечества в течение весьма длительной переходной фазы, который сохраняется еще и у других народов, помимо тех, что мы сейчас описали. Они позволяют нам понять, что этот принцип обмена-дара, вероятно, присущ обществам, которые вышли из стадии "совокупной, тотальной поставки" (от клана к клану и от семьи к семье), но еще не пришли к чисто индивидуальному договору, к рынку, где обращаются деньги, к продаже в собственном смысле и особенно - к понятию цены, определяемой во взвешиваемой и пробируемой монете".

К сожалению, в рамках данной статьи мы не можем рассматривать тему дарения, достойную отдельного разговора, а также работу Марселя Мосса более подробно. Нам показалось, например, интересным сравнить табу сообществ хакеров и племен Британской Колумбии, Аляски и побережья северо-запада Америки (равно как некоторых меланезийских и полинезийских народов).

Для целей статьи нам важно следующее. Экономика, основанная на дарении (по крайней мере в вариантах, практикуемых указанными выше племенами и народами, а также сообществом хакеров, создающих программы с открытыми исходными текстами), является одной из форм обменной экономики. Само дарение - это лишь способ получения доступа к связанным ресурсам (материальным или идеальным) других людей, сообществ, семей, кланов, племен или даже умерших предков и перераспределение этих ресурсов. Поэтому в наших исследованиях мы будем использовать следующее определение дарения. Дарение - это система отношений, позволяющая получить доступ к связанным ресурсам.

Таким образом, получается, что дарение, воспринимаемое как проявление альтруизма, на самом деле является проявлением эгоизма. Поскольку в среде хакеров дарение программы, ее исходных текстов, информации о способе устранения ошибки программы и т.п. считается альтруистским поведением, то этот альтруизм можно считать эгоизмом в высшей степени, т.к. он воспринимается прямо противоположным образом и повсеместно приветствуется. Мысль, в общем-то, известная и не оригинальная, достаточно вспомнить ремарку самого Эрика Рэймонда в [СиБ]: "Можно было бы назвать их [хакеров - ВП] мотивацию альтруистической, но это игнорирует тот факт, что альтруизм - самостоятельная форма удовлетворения эго альтруиста".

Наверх 
Архив
"Кто на новенького?", версия для печати в формате RTF.
aroundbazar1.zip (15,1 Kb)
Базар
Базар - стиль разработки программного обеспечения с открытыми исходниками сообществом программистов с неопределенными заранее численностью и структурой.
Подробности...
Хакеры
Собирательный образ членов сообщества хакеров, создающих программное обеспечение с открытыми исходниками и работающих в стиле базара, по статьям Эрика Рэймонда.
Подробности...
Дарение
Дарение - система связей (отношений), позволяющая получить доступ к связанным ресурсам.
Подробности...
   О фонде     Новости     Исследования     Проекты     Присоединяйтесь     
Copyright © 2000 Социальный фонд "Свободные ресурсы". All rights reserved.
Посылайте свои вопросы и предложения на е-mail: frsf@narod.ru
Hosted by uCoz